ИГРОТЕКА РЕБУСА
С чего начиналась наша Игротека?
Мне и самой интересно – когда и с чего? И где пролегает эта чёткая грань: «игра-не-игра»? И есть ли вообще эта грань в нашей жизни? Помню, мой папа легко превращал любую трудную работу по хозяйству в весёлое соревнование. А наша с ним совместная победа в решении хитрой задачи по геометрии заполняла мою душу чувством счастья и гордости. Может, это и было – началом? Началом понимания как важен эмоциональный настрой в любом деле. Он и стал одним из основных принципов при создании игр.
Но принципы и система выявились потом. Сначала был путь по стандарту: биофак, НИИ, семья. И сын – необычный мальчик, научившийся читать в три года, увлёкшийся астрономией в шесть, программированием – в десять лет. Записав сына в клуб юных математиков «Эврика», думала, что это поможет ему в выборе профессии. Но оказалось, профессию сменила я сама: руководитель клуба уговорил меня поиграть с группой старших дошкольников в те игры, которые были интересны сыну в этом возрасте. Вот тут-то и появились у меня на полочке первые карточки-коробочки ручной работы. Для умненьких «продвинутых» шестилеток я придумывала ходилки с координатной сеткой, домино с дробями, лото с проекциями, адаптировала
олимпиадные задачи на взвешивание и время… Уже через год члены «Эврики» резко помолодели – и ко мне на занятия стали приходить малыши с трех лет. И стало понятно: нам есть во что поиграть! Назывались наши уроки «интеллектуаликой» и мы развивали всё: логику и речь, внимание и мелкую моторику, учились ориентироваться в пространстве и поддерживать друг друга в трудные минуты, придумывали истории и знакомились с миром вокруг. А как иначе?
Параллельно с этой важной детской жизнью шла другая, менее важная, официальная: я стала педагогам высшей категории, лауреатом конкурса «Лучший педагог дошкольного образования» и даже получила часы «Президент» за «разработки, вклады и участие»... Но самое главное было ещё впереди. Я искала возможности издавать игровые пособия. И нашла понимание, интерес и финансовую поддержку Алексея Лобарёва, папы моих учениц. Вместе с ним и его женой Аллой и был создан первый мой «Ребус» - УМЦ. Наш кораблик под именем «Ребус» ринулся в издательский океан и удержался на волнах. Игры были встречены восторженно! Со временем пришло понимание, что надо двигаться быстрее и не «по течению». УМЦ отправился в самостоятельное плавание, освоив главные "ребусовские" принципы в разработках последующих пособий, а в 2010 году был создан новый «РЕБУС» - Центр образования и творческого развития. Мы сохранили не только придуманное когда-то ёмкое и простое название, но и команду. В неё вошли и новые члены – опытные логопеды-практики, учителя, психологи. Каждая игра – это итог работы не только автора. Наши маленькие игроки с интересом рассматривают картинки талантливых художников: Людмилы Двининой, Александра Андрусенко, Алёны Жиренкиной. Узнаваемые коробки с играми, яркие карточки в них – это работа наших Мастеров дизайна – Галины Бибы и Евгении Колядинцевой. Ну, а чтобы не заблудиться в сложных грамматических правилах, приглашаем проводников-филологов Дарью Маркову и Ольгу Долматову. Трудно переоценить вклад в активную жизнь нашего Центра Елены Мартыновой – бессменного участника всех мероприятий Ребуса.
В сегодняшней Игротеке число игр и книжек давно перевалило за сотню. У нас есть игры для детей самого разного возраста — от трех и старше.
Особое место занимают словесные игры, ведь мы с вами говорим на удивительном языке! Он - наше духовное богатство. Как сохранить его? Сделать это просто: надо этим богатством пользоваться. С детства! Наши игры помогают ребятам лучше узнать свой язык, и не просто стать грамотными, а осознать себя носителями русского языка.Принципы, на основе которых создавались пособия, просты и в то же время - важны. Прежде всего, формы любой игры хорошо знакомы ребятам. Это любимые ими лото и «ходилки», домино, парные картинки. В игре порой неожиданно проявляются способности человека, ребёнка в особенности, ведь игра - особое занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает действия – как поступить, что сказать, как победить? Вот здесь и таятся богатые обучающие возможности! В игре все равны - даже слабые ученики могут стать первыми: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра – очень серьезное занятие!