Барчан Татьяна Александровна  РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Адресовано воспитателям, учителям начальных классов, логопедам, родителям. 

Мальцева И.В., Короткова Е.В. "РАССКАЖИ МНЕ, РАССКАЖИ" Дидактическое пособие с сюжетными картинками, сказочными героями и волшебными предметами

Коноваленко Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, психолог высшей категории,логопед высшей категории ИГРЫ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Долматова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, педагог-словесник ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УЧИМСЯ, ИГРАЯ! "

Валентина ЕРЕМЕЕВА, профессор, кандидат биологических наук "КАК ДОШКОЛЬНИК СТАНОВИТСЯ ШКОЛЬНИКОМ" Беседа нейропсихолога с родителями будущих первоклассников.

Долматова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, педагог-словесник Статья из журнала "Новая среда" ИГРА МЫСЛИ

"КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДЕТИ". Статья Александра Клименкова

Мальчевская Мирослава Александровна, педагог-психолог ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА ДНЯ РОЖДЕНИЯ В  ДЕТСКОМ САДУ

"КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ НАПИСАНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ". Оксана Маркерова

 

 

Про игровую поддержку

  Т.А. Барчан

Главный редактор

Издательства  ЦОТР «Ребус»,

педагог высшей категории, Лауреат конкурса «Лучший педагог дошкольного образования-2006»

Игровая поддержка обучения дошкольников и младших школьников

                  В предлагаемой методике игровой поддержки обучения особое внимание уделяется  созданию системы игр, которые развивают необходимые для учения качества,  прежде всего  формирование  важнейшего из них  - умения учиться.

Методика обучения исходит из возрастных особенностей дошкольников и младших школьников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления и постепенного перехода детей от игровой  к ведущей деятельности - учебной.

                Важнейшим принципом построения курса  является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности. Методика игрового обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, на самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.

                Курс, включающий игры по риторики и развитию речи, направлен на развитие общей культуры, эрудиции, творческих способностей. В соответствии с этой целью ставятся задачи: развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку, любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры, воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной и точной. Введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач обеспечивает пропедевтику их будущей орфографической грамотности.

              Использование игровых пособий имеет практическую направленность, показывает значимость родного языка для успешного общения, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки.
 

              Работа с разработанным  игровым комплектом уже в течение нескольких лет ведется в тысячах российских школ, ДОУ, Центров развития и психологической поддержки детей и подростков, в русских школах за рубежом. Успешно пройдена экспертиза дидактических пособий в «Центре игры и игрушек» при Московском психолого-педагогическом университете. Целый ряд игр получил гриф «Детские психологи рекомендуют». Разработанные пособия стали актуальными в ежедневной практике специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов и средней школы. Работа Центра отмечена золотыми медалями Образовательных форумов и многочисленными дипломами. Презентации пособий включены в программу курсов повышения квалификации воспитателей ГПД, учителей начальной школы Московского института открытого образования, Окружных методических центров Москвы, МГГУ им. М.А.Шолохова.

Пояснительная записка от автора

                Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей родного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый  ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается учебный материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.  Игра –  очень серьезное занятие

           Учебные игры  отличаются от развлекательных тем, что имеют второй план, методическую цель. Для учащихся учебная игра все же остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же любая учебная игра – это прежде всего упражнения. Учитель всегда четко и точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Однако, ему ни в коем случае не следует показывать, что его больше интересует второй план. В игре он должен быть партнёром, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл занятий, а не учебный, иначе игра превратится в обычное упражнение. В процессе игры формирование произносительных, лексических и грамматических навыков происходит в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют занятия, повышают интерес к изучению предмета.

          Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника (преобладания эмоциональной сферы над интеллектуальной, преобладание непроизвольного запоминания) нельзя не оценивать потенциальных возможностей игрового метода. Игры используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.

      При разработке программы игровой поддержки за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.

Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:                          

·        использование привычных форм деятельности (игровых), доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;

·        поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;

·        личностно-деятельный подход к организации занятий;

·        оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой.

      Обучающие задачи программы – в ходе занятий дети на принципиально «неучебном» - игровом материале закрепляют представления и знания, полученные  в основном программном курсе - на уроках русского языка. В процессе игры дети формируют  актуальные для своего возраста учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, определять падеж, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)

Воспитывающие задачи программы – в процессе занятий дети постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Развивающие задачи – все виды деятельности детей и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.

 Игровые пособия обладают целым рядом несомненных достоинств:

- доступность и узнаваемость игровой формы (лото, парные картинки, разрезные картинки, которые нужно составлять, излюбленные детьми маршрутные игры - «ходилки») переводят учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживают положительный эмоциональный фон на занятиях;

- обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь);  

- ясность игровой задачи, чёткость мотивации игры стимулируют интерес ребёнка, поддерживают соревновательный азарт, который должен быть направлен взрослым на познавательную деятельность;

- вариативность игровых форм, заложенная в каждом пособии, возможность индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

- богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для расширения тезауруса школьников, развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления учащихся;

- высокий уровень оформления наглядного игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.